«Станция-призрак», «легенда московского метро», «главная тайна подземки»… Как только не называют недостроенную станцию на Таганско-Краснопресненской ветке, существующую уже более 30 лет. Между тем название у этой станции, по сути, сейчас только одно – «Спартак». По постановлению правительства Москвы она должна заработать в 2015 году. При условии, что к этому времени на Тушинском поле будет построен сам стадион «Спартак».
ПЕШКОМ ПО РЕЛЬСАМ
– До станции придется идти по рельсам пешком. Недолго – всего 800 метров, – объясняет Марина Бондаренко, сотрудник пресс-службы метрополитена. – Стартуем в два часа ночи, сразу после того, как будет отключено электропитание.
Мы стоим в центре зала «Тушинской». Метро уже давно закрыто – на часах полвторого ночи. Однако по рельсам бегают вагоны-платформы, рабочие проверяют различную технику, уборщицы тщательно полируют швабрами пол – жизнь кипит!
Цель нашего ночного путешествия – точка на карте Московского метрополитена, которая находится между «Щукинской» и «Тушинской» на Таганско-Краснопресненской линии. Это станция с проектным названием «Волоколамская». Она была сооружена в далеком 1975 году прямо под Тушинским аэродромом. Станция была рассчитана на перспективу. Планировалось, что на месте аэродрома будет построен жилой район. Но проект был заморожен, и стройку перенесли на другую сторону Москвы-реки, в Строгино. А «Волоколамская» так и осталась законсервированной.
РОМБ «СПАРТАКА» – ДЕЛО РУК РАБОЧИХ
Составить компанию в этом путешествии мы пригласили давнего фаната «Спартака» Сергея Крупского, участника многих выездов, друга Егора Титова и отца двух сыновей, которые тоже болеют за «Спартак».
В два часа ночи отправляемся в путь. Сергей взял с собой в недра подземелья футболку «Спартака» и болельщицкую «розу». Мы надеваем метростроевские оранжевые жилеты и, выстроившись гуськом, осторожно идем по шпалам. Кому лень отмерять шаги – сворачивает на бетонную дорожку, которая идет вдоль рельс. Но даже так нельзя отрывать глаза от земли. В любой момент можно запутаться в паутине кабелей или споткнуться о какой-нибудь железный крюк.
Через десять минут добираемся до места назначения. Из темноты выныривает громадная платформа, призрачно освещенная боковыми лампочками. Тут-то мы и понимаем, что такое – законсервированная станция. Голый бетон, никакой отделки, листы железа на полу, закрывающие дыры, которые ведут в царство вентиляционных механизмов и дренажных систем…
– Дел здесь невпроворот – как минимум на год. Это пока только скелет станции, – объясняет ситуацию туннельный мастер Дмитрий Печеников. – Во-первых, нужно правильно «отвести» воду. Смотрите – из стены бьют настоящие ручьи. Также нужно провести отделочные работы, сделать эскалаторы, построить кассы…
Исследуя станцию, мы убеждаемся, что утверждения о том, будто «Волоколамская» не имеет выходов, неверны. Вот только проникнуть через них в подземку все равно невозможно. Метростроевцы рыли станцию открытым способом (ее глубина всего 5 метров), определили места, где будут находиться выходы, после чего засыпали их щебнем и заложили плитами.
Крупский в это время совершает другое открытие: находит на колоннах фирменный ромб «Спартака».
– Вот это да! – восхищается Сергей, нисколько не огорчаясь из-за того, что стал не первым поклонником красно-белых, побывавшим на «станции-призраке». – Уважаю! Только как же они сюда попали-то?
Как оказалось, рисунки – дело рук здешних рабочих, которые просто болеют за спартаковский клуб.
БУДЕТ ПОХОЖА НА «ТЕКСТИЛЬЩИКИ»
Ночью на станции звенящая тишина – лишь журчат грунтовые воды да потрескивают установленные здесь антенны мобильных операторов. Днем станция обычно окутана пылью, которую поднимают проносящиеся поезда. Поэтому раз в месяц платформу от грязи хорошенько отмывают рабочие.
Как будет выглядеть будущая станция «Спартак»? Вариантов не слишком много.
– Это классический пример колонной станции 70-х годов, – говорит Петр Новиков, главный инженер по информтехнологиям метрополитена. – Тот проект, по которому хотели строить «Волоколамскую», безнадежно устарел. По нему выстроили одну из станций ташкентского метро. А наша новая станция будет немного похожа на «Пражскую» или на соседние со «Спартаком» по фиолетовой ветке «Текстильщики» и «Улица 1905 года». Будет ли эта станция красно-белой, то есть сделанной в официальных цветах «Спартака», я не знаю, – смеется Новиков. – Проект еще не готов. Но ясно, что при отделке будут использоваться современные материалы, керамической плитки здесь точно не найдете.
Пуск станции сейчас целиком зависит от открытия спортивного комплекса «Спартака», строительство которого заморожено на неопределенное время. Из-за непонятной ситуации со стадионом уже не раз сдвигались и сроки открытия станции. Последняя дата – 2015 год.
– Такой срок указан в постановлении правительства Москвы, – рассказывает Петр Новиков. – Готовность документации – 2011 год. Срок градзадания – 2014-й. Пуск станции – 2015-й.
Вначале предполагалось, что станцию назовут «Спартаковская». В нынешних документах она носит название «Спартак». В будущем может именоваться «Стадион «Спартак». Словом, название в подземке столичный клуб себе забронировал. Осталось только построить стадион.
КСТАТИ
СТАНЦИЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО НА ВЫХОД
Уже известно, что выходы станции метро «Спартак» будут находиться совсем рядом со входом на стадион – примерно на расстоянии 100–200 метров. Поэтому в дни матчей станция скорее всего будет работать только на выход. Болельщикам придется пользоваться станциями «Тушинская» либо «Щукинская».
– Сделано это будет в целях безопасности, чтобы растянуть толпу, – заявил в одном из своих интервью начальник московского метро Дмитрий Гаев. – Потому что ни одна станция не выдержит лобового потока в 40–50 тысяч человек. У нас в таком режиме работает станция «Воробьевы горы» возле стадиона «Лужники».
sovsport.ru
|