Аналитическое агентство СК провело специально для "Чемпионат.ру" исследование доли сегмента активных болельщиков от общей аудитории чемпионатов России.
1. Вводные замечания Общая аудитория российской Премьер-Лиги третий год держится на уровне 14,5-15 млн жителей страны. Из них более 40% (6-6,25 млн человек) составляют сегмент активных болельщиков, которые относительно регулярно следят по различным (доступным) источникам за ходом чемпионата и выступлением своих команд. Остальные поклонники нашего первенства (около 60%, сегмент умеренных болельщиков) тоже интересуются результатами игр, смотрят матчи по ТВ, читают спортивную прессу, заходят на соответствующие сайты в Интернете и т.п. Но делают это по мере возможности, время от времени или выборочно. По сравнению с 2003 годом абсолютное количество активных болельщиков возросло на 23%.
2. Структура аудитории по источникам получения информации По основным источникам информации о российском первенстве 6-6,25 млн активных болельщиков РФПЛ-2009 распределяются следующим образом (соотношение группы аудитории к доле от активной аудитории): Периодически смотрят наш футбол по ТВ (вне зависимости от мест и каналов просмотра трансляций, прямой эфир или запись, обзоры или нарезки голов тура и т.д.) - около 100% Периодически читают о нашем футболе в одном или нескольких из четверки топ-изданий ("Советский спорт", "СС-Футбол", "Спорт-экспресс", Еженедельник "Футбол"), их региональных или специальных выпусках - 70-75% Периодически получают информацию о нашем футболе из Интернета - 45-50% Периодически наблюдают наш футбол по НТВ-Плюс в домашних условиях - 10-15% Периодически смотрят матчи Премьер-Лиги на стадионах - около 5%
3. Структура аудитории по месту просмотра По месту просмотра российского первенства 6-6,25 млн активных болельщиков РФПЛ в 2008-2009 годах распределяются примерно следующим образом (зависимость доли от активной аудитории от места просмотра): Смотрят матчи исключительно по ТВ-трансляциям в домашних условиях (иных местах пребывания, кроме спортбаров) - 93% Смотрят матчи преимущественно по ТВ в спортбарах - 2,5% Смотрят матчи на стадионах или по ТВ в домашних условиях - 2% Смотрят матчи преимущественно на стадионах или в спортбарах - 1,5% Смотрят матчи преимущественно на стадионах - 1%
4. Структура аудитории по клубным предпочтениям Клубные предпочтения 6-6,25 млн активных болельщиков РФПЛ-2009 распределяются, в сравнении с двумя предыдущими сезонами, следующим образом.
1. ЗЕНИТ Санкт-Петербург - 17,6%* - 13,1%** - 11,7%*** 2. СПАРТАК Москва - 14,6% - 15,7% - 15,4% 3. ЦСКА Москва - 11,9% - 12,3% - 12,5% 4. ДИНАМО Москва - 7,8% - 7,8% - 7,5% 5. ЛОКОМОТИВ Москва - 7,7% - 8,4% - 8,3% 6. КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ Самара - 5% - 4,8% - 4,5% 7. РУБИН Казань - 4,4% - 4,2% - 4,2% 8. КУБАНЬ Краснодар - 4,1% - (-) - 4% 9. АМКАР Пермь - 3,3% - 3% - 2,8% 10. РОСТОВ Ростов - 3,2% - (-) - 3,2% 11. ТОМЬ Томск - 2,6% - 2,8% - 2,8% 12. ТЕРЕК Грозный - 2,2% - 2,1% - (-) 13. СПАРТАК-НАЛЬЧИК Нальчик - 2% - 2,3% - 2,5% 14. САТУРН Раменское - 0,8% - 1,1% - 0,8% 15. МОСКВА Москва - 0,7% - 1,4% - 1,2% 16. ХИМКИ Химки - 0,3% - 0,4% - 0,4% Нет постоянных предпочтений среди действующих клубов РФПЛ - 11,8% - 15,6% - 14,2% ЛУЧ-ЭНЕРГИЯ Владивосток - (-) - 3,5% - 4% ШИННИК Ярославль - (-) - 1,5% - (-)
* - Доля от активной аудитории ЧР-2009 (начало сезона) ** - Доля от активной аудитории ЧР-2008 (начало сезона) *** - Доля от активной аудитории ЧР-2007 (начало сезона)
5. Структура аудитории "нефутбольных" регионов по клубным предпочтениям Более 4 млн активных болельщиков проживают непосредственно в регионах, представленных клубами в Премьер-Лиге (с учетом Ленинградской области).
Почти 2 млн активных болельщиков проживают в субъектах Федерации, не имеющих большого футбола, т.е. вне регионов базирования элитных команд. По клубным предпочтениям они распределяются следующим образом:
1. СПАРТАК Москва - 18,7%* 2. ЦСКА Москва - 13,8% 3. ЗЕНИТ Санкт-Петербург - 12% 4. ЛОКОМОТИВ Москва - 11,2% 5. ДИНАМО Москва - 5,3% Все остальные клубы Премьер-лиги - 6,3% Нет постоянных предпочтений среди действующих клубов РФПЛ - 32,7%
* - Доля от активных болельщиков, проживающих вне регионов (РФПЛ-2009)
Приложение Структура всей аудитории РФПЛ-2009 по клубным предпочтениям
Клубные предпочтения всей аудитории РФПЛ-2009 (около 15 млн человек), которая включает и активных, и амеренных любителей российского футбола, распределяются следующим образом.
1. СПАРТАК Москва - 14,7%* 2. ЗЕНИТ Санкт-Петербург - 12,7% 3. ЦСКА Москва - 11,2% 4. ЛОКОМОТИВ Москва - 7,1% 5. ДИНАМО Москва - 6,8% 6. КУБАНЬ Краснодар - 3,9% 7. РУБИН Казань - 3,7% 8. КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ Самара - 3,6% 9. РОСТОВ Ростов - 3,1% 10. АМКАР Пермь - 2,7% 11. ТОМЬ Томск - 2,7% 12. ТЕРЕК Грозный - 2,3% 13. СПАРТАК-НАЛЬЧИК Нальчик - 1,7% 14. САТУРН Раменское - 1% 15. МОСКВА Москва - 1% 16. ХИМКИ Химки - 0,3% Нет постоянных предпочтений среди действующих клубов РФПЛ - 21,5%
* - Доля от всей аудитории ЧР-2009 на начало сезона
Количественные оценки Аналитического агентства СК. Исследуемая аудитория - жители РФ старше 10 лет.
|