Помнится, не покидало чувство какой-то странной уверенности, что беспорядки, устроенные фанатами "Спартака" и "Зенита" прямо на стадионе во время матча первого тура чемпионата России, не станут единственным из ряда вон выходящим инцидентом подобного рода в этом сезоне.
Особенно в свете того, что тогда чуть ли не на следующий день пошли разговоры: вот, мол, фанатов пора обуздать и принять жесткий свод правил, регламентирующий, что на стадионе делать можно, а чего нельзя. Впрочем, о нормативных актах поговорим чуть ниже. Для начала вспомним, по каким поводам журналисты и общественность обращали внимание на трибуны в этом сезоне.
Собственно, о первом эпизоде мы писали подробно, и больше на нем останавливаться не имеет смысла. В следующий раз трибуны привлекли к себе внимание не действом, а словом. Инцидент вновь произошел на матче "Спартака". Во время противостояния с одноклубниками из Нальчика в рамках 3-го тура премьер-лиги некие личности сложили из отдельных листов бумаги непечатное слово, которые, как полагают многие СМИ, являлось обращением фанатов красно-белых к гостям из Кабардино-Балкарии. Подобного же мнения придерживались и представители нальчикского коллектива. А вот генеральный директор "Спартака" Валерий Карпин резонно поинтересовался, по какому принципу этих людей причислили к поклонникам его команды. Как бы то ни было, красно-белых оштрафовали на 500 тысяч рублей, и постепенно инцидент стал забываться.
25 апреля во время матча 7-го тура чемпионата между "Рубином" и "Спартаком" на гостевой трибуне буквально на полминуты появилось небольшое полотно с откровенно экстремистским и провокационным содержанием. Не будем лишний раз делать рекламу провокаторам, содержание полотнища можно легко найти в Интернете. Как бы то ни было, выходка до сих пор неопознанных хулиганов (на днях "Спартак" обратился к своим болельщикам с просьбой помочь найти провокаторов) осталась бы незамеченной, ведь факт появления баннера даже не был отражен в официальном протоколе матча. Вот только некий фотокорреспондент успел сделать снимок, а одно из ведущих спортивных изданий подготовило "сенсационный" материал. Событию было придано значение поистине общенациональной катастрофы. Вся фан-общественность вновь получила порцию негатива, а несколько хулиганов, вывесивших кощунственную "тряпку", бесплатный пиар.
События, произошедшие 30 апреля во Владивостоке, такого освещения в прессе не получили. А зря. Фанаты "Луча", которые пришли на матч своей команды против липецкого "Металлурга", были встречены на секторе стадиона большой группой милиционеров, которые, по словам самих фанатов, запретили им активно поддерживать свой клуб, то есть петь, стоять и кричать, и обязали занять места согласно абонементам. В знак протеста фанаты покинули стадион. После этого болельщики многих российских клубов, в том числе и премьер-лиги, провели акции протеста против милицейского произвола. Болельщики "Зенита", например, во время игры с "Крыльями Советов" вывесили баннер, на котором было написано "Футбол не для милиции". Сотрудники питерского ОМОНа прямо во время матча сорвали полотно, в ответ на что получили град кресел в свой адрес. Вскоре фанаты, опять же в знак протеста, покинули трибуны. Похожую акцию провели болельщики "Спартака" на матче с "Сатурном". Несколько тысяч человек, стоящих спиной к полю с заложенными за голову руками и баннером "Расстреляйте нас всех", смотрелись убедительно. За пять минут до конца фанаты, по примеру питерских коллег, покинули трибуны.
Итак, рядовой обыватель видит фанатов, часто "балующих" публику нецензурными баннерами, оскорбительными кричалками и дракой друг с другом, и милицию, вроде как старающуюся обуздать горячие головы. Причем с каждым разом действия фанатов приобретают все более разнузданный характер. Таким образом, усилиями некоторых СМИ сформирован образ фаната-отморозка, который ходит на футбол только для того чтобы напиться, подраться, вывесить баннер неофашистского содержания и подставить собственный клуб. И "благодаря" этому образу все действия милиции заранее оправданы. Также в глазах общественности представляется целесообразным и принятие нового закона, регламентирующего поведение болельщиков на трибунах, действия милиции и служб внутренней безопасности клубов и стадионов. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев не раз заявлял, что российскому футболу необходима единая система безопасности. До сих пор закон принят не был. Очередной крупный инцидент, несомненно, может стать катализатором для принятия определенного нормативного акта. И степень ограничений, прописанных в перспективном законе, будет напрямую зависеть от того, насколько масштабным будет очередной проступок фанатов. К чему приведут подобные ужесточения мы уже предполагали...
Совершенно ясно, что в глазах общественности дискредитируется образ трибун. Определенные люди хотят получить рекламу, и они, с подачи некоторых журналистов, ее получают. Вот только возникает резонный вопрос - почему хулиганские выходки нескольких человек затмевают масштабные акции с участием тысяч? Почему грязное ругательство одной глотки звучит громче, чем слаженное пение целой трибуны? Получается, что одно падающее дерево шумит больше, чем целый расцветающий лес. Интересно, есть ли у всего этого процесса невидимый сценарист, который в итоге выиграет больше всех?
Дмитрий Зеленов, Sportbox.ru
|